Work-life balance: как соблюдать грань между работой и личной жизнью

Переработки — одна из актуальных проблем современного бизнеса во всем мире. В России работают сверхурочно 7 сотрудников из 10. На первый взгляд, это не кажется такой уж проблемой, но на самом деле оказывает влияние на продуктивность, атмосферу в коллективе и, самое главное, на здоровье сотрудников. О том, чем грозят переработки и как выстроить work-life balance, рассказывает Ольга Орел, директор по персоналу пивоваренной компании AB InBev Efes.

Work-life balance: как соблюдать грань между работой и личной жизнью
Ольга Орел, директор по персоналу AB InBev Efes

⏱ Время прочтения — 9 минут

Трудоголизм как проблема

Трудолюбие важно в любой работе, но иногда достойный восхищения драйв может принять болезненную форму трудоголизма и стать опасным для физического и психического здоровья работника. Это большая проблема, с которой активно борются в развитых странах, законодательно сокращая продолжительность рабочего дня и вводя санкции за сверхурочную работу.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), более продолжительный рабочий день характерен для стран с низким и средним доходом населения, но переработки встречаются практически везде. Так, до 2018 года в Южной Корее был один из самых длинных рабочих дней в мире, который по продолжительности уступал только Коста-Рике и Мексике — почти 13,5 часа в день при пятидневной работе (почти 2 тысячи часов в год). Впрочем, Россия в этом же рейтинге ушла недалеко — на 4-е место. В среднем россиянин проводит на работе 1972 часа в году. Для сравнения: в Германии только 1363 часа — там работают меньше всего.

Выгорание — одно из самых очевидных последствий таких рабочих марафонов. И правда, когда из-за обилия задач из жизни исчезает всё остальное, даже некогда любимое дело легко становится ненавистной рутиной.

О серьезности проблемы говорят медицинские данные — в России молодеют инсульты и инфаркты. Если раньше они считались редкостью у 40−45-летних, то теперь угрожают поколению 20+. Вдобавок к этому переработки провоцируют бессонницу, сердечно-сосудистые заболевания и психические расстройства: депрессии и тревожность. Наверняка они приводят и к более печальным последствиям, но официально таких данных нет, в отличие, например, от Японии. В этой стране проблема смертей от переработок официально признана — это подтверждает как статистика, так и сам японский язык, в котором существует термин «кароси», дословно означающий «смерть от переработок». При этом японцы в среднем работают 1713 часов в год — это значительно меньше, чем в России.

Кроме физического и ментального здоровья, переработки влияют и на окружение перегруженного сотрудника, затрагивая его личную жизнь: ведь чем больше энергии тратится на работе — тем больше времени необходимо на восстановление после. Это часто приводит к проявлению агрессии в сторону друзей и семьи, не говоря о том, что выбор между семьей и работой — в принципе распространенная в нашей стране история, хотя такое противопоставление вряд ли можно назвать правильным.

Назревающий еще до пандемии тренд на удаленную работу внушал надежды на более сбалансированный рабочий день, но оказалось наоборот. Согласно исследованиям Всемирной организации здравоохранения и Международной организации труда, пандемия Covid-19 только усугубила проблему переработок — режим изоляции увеличил длительность рабочей недели примерно на 10%.

Сотрудники делились, что, перейдя на удаленный режим, они испытывали давление со стороны начальства и увеличение нагрузки. Руководители, в свою очередь, отмечали, что теперь им стало проще фокусироваться на результате и отслеживать эффективность сотрудников. Чтобы доказать свою полезность и удержаться на работе, сотрудникам приходилось задерживаться после окончания трудового дня.

По данным VPN-сервиса NordVPN, отслеживающего, когда пользователи подключаются и отключаются от их сервиса, в США рабочий день сотрудников, работающих из дома, увеличился на 3 часа, а во Франции, Испании и Великобритании — на 2 часа. Более того, сотрудники продолжают работать даже ночью — другой VPN-провайдер Surfshark отметил увеличение активности пользователей с полуночи до 3 часов ночи, которого не наблюдалось до начала пандемии Covid-19.

На продуктивность это влияет скорее негативно: по данным американских исследователей, процент ошибок к концу восьмичасового рабочего дня в среднем вырастает на 10%, а вот к концу десятичасового рабочего уже на все 28%.

В конечном счете удаленная работа стирает границы личного и рабочего, ставя сотрудников в ситуацию, когда от работы негде спрятаться — она и в офисе, и дома, а рабочие чаты и почта всегда в смартфоне и не замолкают даже вечерами.

Кажется, что-то идет не так

Многие сотрудники, склонные к частым переработкам, игнорируют симптомы физического и ментального истощения. Руководители направлений чаще перерабатывают и в целом работают под большим давлением, чем рядовые сотрудники. Если подобный стресс сохраняется долгий период времени, то он приводит к «выгоранию руководителя» (executive burnout). Это настолько серьезное состояние, с которым сталкивается все больше людей, что оно было официально признано Всемирной организацией здравоохранения. Однако с выгоранием могут сталкиваться и сотрудники, не занимающие руководящих должностей.

ВОЗ характеризует выгорание тремя аспектами: ощущение энергетического истощения или изнеможения; ощущение отстраненности (появление психологической дистанции) от своей работы или чувство негативизма или цинизма, связанное с работой; снижение профессиональной эффективности.

К другим симптомам выгорания можно отнести потерю чувства удовлетворенности, ощущение недооцененности и неспособности чего-либо достичь, раздражительность, трудности с концентрацией внимания, чрезмерную самокритику, апатию, потерю любых эмоций.

Главное отличие между стрессом и выгоранием — стресс длится короткий промежуток времени. Выгорание — результат постоянного стресса в течение долгого периода времени. Иногда для лечения синдрома выгорания может потребоваться помощь квалифицированного специалиста, но существуют и общие способы, которые также могут помочь. Среди них: смена рода деятельности — можно попросить новые обязанности на работе, смена обстановки — это может быть как отпуск, так и смена рабочего места, медитация, занятия спортом, здоровое питание.

Как выстроить границы между личным и рабочим

Если раньше любой профессионал стремился строить карьеру, работать 24/7, чтобы иметь высокий доход, служебную машину, парковку и медицинское страхование, то есть жил, чтобы работать, то теперь всё наоборот. Люди хотят работать, чтобы обеспечить себе интересную жизнь. Поэтому им важны человеческие отношения, искренность, поддержка и уважение к личным границам и свободному времени.

Несмотря на это, часто сотрудники перерабатывают по собственной инициативе, хотя работодатель не требует сверхурочной работы. Это подтверждают и исследования ученых Лондонской школы бизнеса и Корнеллского университета Лоры Джурдж и Ванессы Бонс. Они выяснили, что работники часто непреднамеренно осложняют задачу соблюдения границ личного и рабочего времени для своих начальников, коллег и подчиненных. Например, отправляют сообщения вне офисного графика. Пять экспериментов с участием более 2000 работающих взрослых показали, что те, кто посылает деловые письма в нерабочее время, не в полной мере могут оценить, насколько получатели чувствуют себя обязанными ответить оперативно, даже если вопрос несрочный.

С позиции сотрудника можно дать три основные рекомендации, которые могут помочь сохранить work-life balance:

— соблюдение физических и социальных границ

Включайте в свою жизнь так называемые переходные действия. Деловой гардероб, перемещения из дома на работу — всё это физические и социальные индикаторы изменения вашего положения — из «домашнего» в «рабочее». Старайтесь придерживаться этих разграничивающих правил не только в офисе, но и на удаленке: оборудуйте рабочую зону, не используйте для работы привычные для вас места отдыха — спальню например. Заканчивайте рабочие встречи на 5 минут раньше, чтобы была возможность перезагрузиться и подготовиться к следующей встрече или работе над проектом. Выключайте звук в рабочих чатах после окончания рабочего дня, не отвечайте на рутинные письма вне рабочего времени. Не отказывайтесь от своих привычных утренних и вечерних ритуалов, например пробежки или зарядки.

— соблюдение временных границ

Сотрудникам важно найти наиболее действенный баланс времени для себя лично. Нужно также с пониманием относиться к тому, что графики разных сотрудников могут отличаться, и это нужно уточнять перед началом деловой коммуникации. К примеру, кто-то может начать свою рабочую неделю еще в воскресенье вечером, начав разбирать почту и отвечать на письма, однако требовать того же от коллег будет уже некорректно. Иногда переработки возникают из-за кажущегося избытка свободного времени. Чтобы избежать этого, следует и досуг планировать так же, как рабочие задачи. Например, заранее договориться о походе в кино или посещении спортзала. Удаленный формат работы имеет определенные преимущества, ведь теперь вы можете сбегать в магазин или вынести мусор в часы, когда ранее вы находились в офисе. Будьте честны со своим руководителем, сообщая ему, что вы отлучились от компьютера и что выполните запланированные задачи в другое время.

— фокус на самых важных задачах

Работая из дома, многие могут чувствовать необходимость демонстрировать высокую производительность труда. Но в результате часто будут выполняться задачи скорее сиюминутные, а не более важные, а это, как показывают исследования, в долгосрочной перспективе непродуктивно, даже если поначалу кажется эффективным. Сотрудникам важно внимательно расставлять приоритеты, особенно когда нагрузка возросла из-за совмещения семейных и рабочих задач. Не злоупотребляйте встречами в Zoom и Teams, используйте старый проверенный способ — позвоните по телефону, а во время разговора встаньте и разомнитесь.

С точки зрения работодателя, формировать здоровое отношение к границам личного и рабочего времени можно тремя способами:

1. Четко доносить до сотрудников важность соблюдения баланса рабочего и личного времени. Переработки не должны поощряться.

2. Предложить сотрудникам самостоятельно или автоматически с помощью внутренних систем регулировать время, отведенное на рабочие встречи и задачи. К примеру, в нашей компании время для встреч автоматически уменьшено на 5 минут. Соответственно, встречи могут длиться 25, 55 минут. Пять минут отводится на то, чтобы сотрудник смог размяться между звонками, ответить на письмо или переключиться между задачами. Также внутри компании мы установили правило свободных от встреч пятниц. Эта мера тоже призвана помогать коллегам сохранять баланс между встречами и решением рабочих моментов, а также закончить текущие задачи в сокращенную пятницу.

3. Стимулирование физической активности и психологической безопасности. К примеру, у нас в компании на регулярной основе проходят различные спортивные челленджи, направленные на развитие полезных привычек, увеличение двигательной активности среди сотрудников. Для этого у нас даже есть специальное мобильное приложение. Также мы регулярно проводим мастер-классы и встречи с экспертами в различных областях: диетологами, психологами, другими узкими специалистами, где все желающие могут задать любые вопросы в прямом эфире или посмотреть вебинар в записи на корпоративной обучающей платформе «Академия». В корпоративной социальной сети Cheers мы публикуем статьи на тему благополучия. Мы предлагаем сотрудникам бесплатную подписку на приложение для медитации Insights Timer Meditation и для физических тренировок SWORKIT.

Благодаря этим мерам индекс вовлеченности вырос на 4 п. п. в 2020 году и составил 90%, а текучесть снизилась на снизилась на 2,5 пп по сравнению с 2019-м и составила 6,1% по итогам 2020 года. Мы всегда ставим в приоритет наших сотрудников и именно их считаем главным капиталом компании, который обеспечивает наши результаты и устойчивость. И work-life balance — это необходимое условие нормальных рабочих отношений.

Назад к статьям